В каждом убежище есть печь, а на каждой работающей печи есть кастрюлька, в которой герой может варить эссенцию и повышать свой уровень. На каждом новом уровне можно выбрать новую способность.
Всего в игре 4 ряда способностей. На первом – 4 умения, на последующих по три. Из каждого можно выбрать всего два варианта.
На каждый ряд способностей приходится слабость – её обязательно выбирать при прокачке. В первом слабость всего одна, на последующих – две, из которых можно выбирать.
Способности немного облегчат игру, но пройти её можно и без них — не используя или вовсе не повышая уровень у печи. Положительным моментом будет отсутствие слабостей — некоторые из них очень мешают. Отрицательным — игрок не получит достижения за прохождение снов, которые снятся герою после повышения уровня.
Первый ряд
Дальнозоркость – позволяет немного увеличить дальность обзора — область, которая видна, если увести курсор к краю экрана. Довольно бесполезная способность, ибо трудно заметить разницу между улучшенным зрением и обычным, а в игре мало ситуаций, где она могла бы проявить себя.
Мотылёк – позволяет раз в день восстановить здоровье рядом с электрическим источником света. Действует как бинт, постепенно, а не быстро как таблетка.
Навигатор – раз в день можно посмотреть своё местоположение на карте. При этом герой игры оторвёт часть своего тела и бросит на землю – на карте появится красная метка, которая будет видна несколько дней. Часть тела – мясо, потому обладает сходными функциями. Ею можно отвлечь некоторых врагов, а хищники сожрут её, если найдут, и метка на карте исчезнет.
Лечение грибами – можно пополнить здоровье, съев гриб. Именно тот гриб, который нужен для прокачки уровня, а не скопления ядовитых грибов, которые разбросаны по лесу.
Тени – отрицательный эффект, который обязательно выбрать для дальнейшей прокачки. Добавляет ночное событие, в ходе которого все лампы в убежище, кроме одной, погаснут, а на героя в темноте будут нападать призраки. Призраки наносят немного урона, но атакуют часто, а событие может случаться несколько раз подряд, что делает его весьма раздражающим. Особенно если по убежищу в этот момент бродят монстры. Защититься от призраков можно светом – если не получается добраться до единственной работающей лампы, надо использовать сигнальный огонь или факел.
Второй ряд
Ядовитая кровь – при вражеской атаке из героя выплёскивается лужица крови. С этим умением она будет наносить урон врагам, которые её коснутся. Весьма полезное умение, которое может помочь в драке. Однако рассчитывать на полностью на него не стоит – кровь наносит маленький урон, который не убьёт с первого раза даже самого мелкого монстра. Впрочем, заманивать врагов на лужицу крови можно неоднократно.
Третий глаз – угол обзора в игре ограничен небольшим конусом. Предметы за его пределами показываются такими, какими герой их помнит, поэтому следить за монстрами вне поля зрения можно только по звуку. Это умение позволяет раз в день в течении минуты реального времени расширить угол зрения на 360 градусов.
Бегун – позволяет раз в день некоторое время бежать, не тратя выносливость. Очень полезная способность.
Уязвимость к яду – заметно повышает урон от яда.
Трусость – каждый раз при ударе врага, поле зрения уменьшается почти до нуля на несколько мгновений. Может существенно помешать в драке, особенно в первых двух локациях, когда дальнобойное оружие недоступно или дорого, и приходится месить врагов лопатой.
Третий ряд
Осторожный шаг – раз в день позволяет не получать урон от ловушек – капканов всех мастей, ядовитых грибов и заражённых трупов. Капканы не будут задерживать героя, а грибы не отравят, однако ловушка будет считаться сработавшей – то есть капкан захлопнется (и с него получится меньше лома, чем с целого), а гриб лопнет.
Аппетит – позволяет есть древесину, чтобы восстановить здоровье. И даже не раз в день, а постоянно. Древесина работает так же, как бинт – постепенно восстанавливает часть здоровья. Бревно лечит больше, доска меньше. Сжевать дерево из панели быстрого доступа нельзя – только из рюкзака.
Самое полезное из умений, восстанавливающих здоровье, ибо досок на локациях и у Торговцев всегда в избытке. А вот таблетки и тряпки для бинтов во второй главе станут редкостью.
Крик – раз в день можно отпугнуть ближайших врагов. При выборе этой способности из быстрого меню, герой издаст рык, и все враги убегут за пределы экрана. Атаки врагов не прерывают рык. Напуганные твари некоторое время не будут бросаться на героя.
Может оказаться весьма полезным умением ночью, особенно в третьем и четвёртом убежище, когда монстры могут напасть толпой.
Не работает на некоторых сюжетных врагов.
Слабые лёгкие – уменьшает скорость восстановления выносливости в два раза.
Слабость – уменьшает урон, когда у героя мало выносливости. Лучше выбрать эту слабость – она будет меньше мешать в бою. Лучше слабее бить, чем внезапно лишиться возможности убежать.
Четвёртый ряд
Адреналин – когда у героя остаётся мало здоровья (примерно половинка одного деления), урон немного увеличится. Работает только на ближний бой.
Живучесть – увеличивает здоровье на половинку деления. То есть всего их становится 2,5. При этом в ситуациях, когда здоровье обычно восстанавливается на 100% (например, после смерти), будет восстановлено только 2 деления, а половинка останется пустой.
Хамелеон – раз в день можно стать невидимым для врага, если стоять неподвижно. Эффект длится 30 секунд. Действия, для которых не требуется сходить с места не снимают невидимость, а вот при атаке она спадёт.
Очень полезное умение, особенно ночью при защите убежища.
Слабая регенерация – немного снижается скорость восстановления здоровья. На количество восстанавливаемого здоровья слабость не влияет.
Дрожащие руки – значительно снижает точность стрельбы.